CODICES FLORENTINOS

«О дневных или ночных жребиях»

Фрагмент рукописи

 

Предполагаемое авторство: Павел Александрийский[1]

либо

Реторий Египетский[2]

 

Переводчик - Сергей Коваленко

 

Вступление переводчика.

Ценителю античной астрологии не может, не бросится в глаза то вопиющее недоразумение, отчего жребиям [klėros], первоначально, никак не отводилась подчиненная роль в симметричном делении дуг (от звезды к звезде), касательно их перестановки для светлой или темной половины суток. Напротив, концепция жребиев не имела инвариантного разрешения, поскольку вращалась вокруг доктрины сект [hairesis]. Отсюда, сочетания звезд намного разнятся для двух потенций дневного или ночного рождения. Впрочем, мой любезный читатель может вынести суждение об асимметрии самостоятельно. Sapienti sat.

Примечания:

1) знаком (&) к скобкам отмечены амплификации;

2) знаком [***] лакуны в исходном тексте.

 

Жребии, покуда продолжался день

(жребии дневного рождения)

 

Жребий чужеземцев или жизни в чужой стране (в качестве наёмника (&)) – от Гелиоса[3] до Ареса[4];

Жребий находки, а также перехода от несчастья к счастью (поворот судьбы к лучшему (&)) – от Кроноса[5] к Зевсу[6];

Жребий вора, кражи и тайного деяния – от Гермеса к Аресу;

Жребий наследства – от Кроноса к Афродите[7];

Жребий ростовщичества (дачи денег в рост или их получения взаймы (&)) - от Гермеса[8] к Кроносу;

Жребий продажи, переговоров, заключения сделки – от Гермеса к Селене;

Жребий прелюбодеяния – от Афродиты к Аресу;

Жребий родов (родителей (&)) – от Ареса к Селене[9];

Жребий рабов или подчиненных – от Ареса к Селене;

Жребий смерти, поминок (смертной казни (&)) – от Кроноса к Селене;

Жребия занятия, дела, предприятия – от Зевса к Кроносу;

Жребий вреда, зла, пагубы и разорения – от Ареса к Кроносу;

Жребий жизни, имущества – [***];

Жребий ненависти, вражды или неприязни – от Афродиты к Гермесу;

Жребий патриота (подобия во всем своему отцу (&)) – от Гелиоса к Аресу;

Жребий вопросов любви (о том или о ком, что или кого любим (&)) от Кроноса к Зевсу;

Жребий заточения, страха или грусти – от Кроноса к Аресу;

Жребий продажи или сделки – от Гелиоса к [***].

112233.jpg

 

Обратно тому, или к ночному рождению

(жребии ночного рождения)

 

Жребий осуществления возможностей, прав, свободы, произвола или своеволия – от Ареса к Гелиосу;

Жребий воинской службы, военного похода, экспедиции – от Ареса к Зевсу;

Жребий охоты, влечения или побуждений – от Зевса к Афродите;

Жребий товарищества, торгового союза и денежных сборов (на общие дела (&)) – от Гермеса к Афродите;

Жребий начальства, власти, правительства и старшинства – от Зевса к Афродите;

Жребий покупки, торговли – от Афродиты к Гермесу;

Жребий купца, негоцианта, хозяина торгового корабля и перевозок по морю – от Кроноса к Гермесу;

Жребий друга, приятеля, а также дружелюбия и радушия – от Гермеса к Афродите;

Жребий поместья, крепости, торгово-складского помещения на рынке – от Кроноса к Гермесу;

Жребий ремесел, искусств, ловкости и умения – от Ареса к Селене;

Жребий жизни, имущества, средств к существованию – от Афродиты к Кроносу;

Жребий Царства – от Фортуны к Демону;

Жребий сановника, почетной должности и собственного достоинства – от Зевса к Гелиосу;

Жребий судьи, суда и судебного решения – от Кроноса к Гермесу;

Жребий пребывания на чужбине или временного отсутствия – от Ареса к Селене;

Жребий печали, скорби или тревоги – от Кроноса к Гелиосу.



[1] Павел Александрийский — астролог IV в. Написал фундаментальный астрологический учебник «Исагогика» («Введение»), вторую редакцию которого посвятил своему сыну Кронамону в 378 г. или вскоре после этой даты. Среди его источников были работы Птолемея, Аполлинария Лаодикейского. Книга Павла Александрийского стала основным учебником для нескольких поколений астрологов раннего Средневековья, была известна в самых разных регионах мира. Например, небольшая часть «Исагогики» («О двенадцати знаках Зодиака») была переведена на армянский язык Ананией Ширакаци в VII в. Особенно большое влияние Работа Павла Александрийского оказала на ученых Византии.

 

[2] Реторий Египетский - грекоязычный астролог, написавший большой астрологический компендиум в 118 главах, озаглавленный "Из страны Антиоха собрание истолкований и изложений всех астрологических искусств". Из первых 57-и глав этого трактата многие перекликаются с "Введением" Порфирия, а некоторые из глав 56-109 описаны во "Введении" Антиоха. Реторий, в частности, донес до нас теории длинных периодов планет, разработанные предшествующими астрологами. В свою очередь, Реторий явился одним из основных источников Иоанна X Каматира. Гороскопы, приводимые Реторием (самый поздняя дата - 24.02.601), а также долготы используемых им неподвижных звёзд позволяют отнести время его жизни к VII в. н.э.

 

[3] Солнце

[4] Марс

[5] Сатурн

[6] Юпитер

[7] Венера

[8] Меркурий

[9] Луна